Хоспис
Тут я расскажу о полученном опыте и поделюсь своими мыслями
Несмотря на то что смерть является неотъемлемой частью жизни, в обществе ее продолжают избегать.
До определенного момента современный человек ничего не знает о смерти, хоспис и морги расположены далеко от его глаз. Мысли о завершении человеческой жизни плохо вписываются в настоящую реальность.
Многие не понимают, как относиться к теме смерти и как себя вести в связи с ней. При этом она невидимо присутствует в нашей жизни каждый день.
Обучение на паллиативного работника в хосписе было очень ёмким и гораздо сложнее чем я ожидала, особенно последние три месяца. Теория длинною в год была трудной и очень изматывающей. Мой мозг работал непрерывно.
Тот объём информации который мне пришлось перелопатить не сравнить ни с чем.
И тем не менее, одного года обучения, практики, теории и стажировки, на мой взгляд не достаточно. Мы прошли лишь основные темы, для полного углубления не было должного времени.
Для полного понимания этой профессии, того объёма знаний которым должен обладать профессионал, нужны годы, так как все случаи- индивидуальны. Обязательно мед.образование. Опыт на практике и элементарный стаж в этой сфере.
Те кто знает что такое хоспис, имеют поверхностное представление о том, что он из себя представляет, в принципе как любой другой обыватель. В моём понимание это гораздо больше чем мед. учреждение, мед. персонал и люди которые в нём умирают. Хоспис как пограничная зона, как отдельная вселенная, В которой собран огромный пласт необъятного комплекса знаний, что не описать словами. Это люди, каждый из которых имеет свою историю и свой маленький мир. Это гос. учреждения, паллиативные работники и все те сферы которых на первый взгляд не видно.
Быть может это и стало тем самым двигателем для меня, что бы начать обучение. Хоспис включает в себя не только медицинскую составляющую, параллельно, огромную роль играет психология в этой сфере деятельности.
К этим двум самым главным аспектам я добавлю ещё:
Религию, церковь
Философию, эзотерику
Материализм
Язык тела, жесты, мимика
Законодательство
Похоронное бюро, крематорий, морги
Детский хоспис, дома престарелых итд.
Суммарно быть экспертом в каждой из этих отраслях, просто не возможно. Тем не менее на моём пути встречались люди, которые работали много лет паллиативными работниками и могли дать ответ на любой мой вопрос, а их у меня много.
Я восхищаюсь людьми, которые имеют столько знаний, моральных сил, психологически стабильны, они имеют нечто большее чем простой рядовой из нас.
Эти люди обладают некой глубиной, той что не каждому дана. Их взгляд на мир и на происходящее гораздо шире.
Быть может такие люди врождённые психологи и философы одновременно, что в свою очередь немного противоречит в нашем материальном мире. А быть может, они просто познали формулу жизни.
Для чего я пишу об этом?
В первую очередь мне искренне хочется поделиться мыслями, рассказать о том чему я научилась, что видела и как справлялась сама с той реальностью, которая была мне ранее не знакома. Я не буду писать о том как устроены дома престарелых, хосписы или псих больницы в Германии. Не будет так же имён, фотографий и личных историй.
Я расскажу о том что я чувствовала, какие выводы для себя сделала и что дал мне опыт в Хосписе.
Тема смерти волнует человечество с самого его появления.
Мне же с самого детства было интересно всё что касается неизведанного. Те темы в которых больше вопросов чем ответов. Многогранность, сложность в двусмыслице. Интерес не в чёрном и белом, а именно в тех 50 оттенках серого, что находятся между этими гранями. А ещё безумно интересен абсурд в каких либо теориях, который переходит в гениальность. Простота в сложности и сложность в простом.
Всё то что нельзя потрогать, объяснить и дать чёткого ответа. При этом мозг ищет объяснения, аргументы и факты. Доказывая одну теорию, я тут же начинаю её опровергать. Это безумно интересный процесс и возможность взглянуть на ситуацию, вещи, людей и мир шире, с другого ракурса или просто анализируя, тем самым расширять свой кругозор.
Не знаю как в других организациях и странах, но у нас получить место на обучение было не так легко.
Каждый пришёл по разным соображениям. Кто-то для повышения квалификации, кто-то для того что бы стать волонтёром, мне же на тот момент было интересно в зрелом возрасте сделать осознанный выбор новой профессии и пойти целенаправленно в другою отрасль.
*В бухгалтерии я уже много лет, тут всё очень ясно и понятно. Прагматизм, менеджмент, организация, цифры, буквы, пунктуальность, порядок и логика.
*Фотография давала мне много лет параллельно выше перечисленному, состояние свободы и возможность реализоваться творчески. Фото это про креативность, яркость, разнообразие, про свой внутренний мир, который можно показать через призму объектива всему земном шару. Это возможность, что-то создать, реализовать и оставить на вечно.
*Хоспис это про людей, про чувства и эмоции. Про взаимодействие, про интуитивное действие здесь и сейчас. Про умение выдержать, выстоять, хоспис это про слабость и силу одновременно.
Все три профессии подарили мне что-то важное, каждая по своему.
Из 17 желающих взяли 7 человек. На нашей первой встрече где каждый мог задать любые его интересующие вопросы, я молчала. Я сидела и слушала. Для меня был непонятным тот факт, почему из всех - я самая молодая.
Сейчас, по прошествию времени я уже понимаю, что желающих на эту профессию очень мало, а тем более молодёжи. В первую очередь это должно быть интересно человеку, а в наше время мало кто интересуется столь острой темой, тем более наша картинка мира устроена иначе. Мы привыкли показывать, точно так же как и наблюдать за красивой жизнью. Телевидение и социальные сети пестрят красивыми фотографиями и беззаботной жизнью. Мы все стараемся не замечать и обходить неприятные темы, тем самым делать вид, что их не существует. Я далеко от выше сказанного не ушла. Если я и делаю что-то положительное для общества, то это самый минимум. Мы все хотим окружить себя позитивом, красивым и радостным.. и это нормально.
Но наша жизнь далека от картинки в инстаграм.
Каждый из нас должен был пройти собеседование, преждевременно заполнить и ответить на некоторые вопросы касательно паллиативной медицины, опыта и личных жизненных моментов.
То, что нас оценивали и обращали внимание на каждую мелочь, кто как себя подаёт, какие вопросы задаёт или молчит, было и так понятно.
Собеседование мне предстояло ещё пройти.
Ситуация когда один с тобой ведёт беседу, второй читает твои ответы, а третий оценивает, мне в принципе знакома. Только вот находится по ту сторону наблюдателя куда интереснее.
Как себя вести, что говорить, какие ответы от тебя хотят слышать, всё это я знаю.
Но на деле, когда оказываешься именно тем, кого оценивают, быть, а не казаться гораздо сложнее.
Обучение рассчитано в первую очередь на волонтёров, паллиативных работников в амбулаторном хосписе. Кто-то пришёл для повышения квалификации, кто-то за личным ростом и знаниями, кто-то для обучения новой профессии.
Все занятия проходят вечером или на выходных. Сам курс бесплатный, нам нужно было лишь оплачивать комнату и питание в академии, когда например длительный блок выпадал с пятницы по воскресенье, плюс минимальный взнос для мед. страховки, так как это необходимо на законодательном уровне.
Оглядываясь назад, могу сказать, что первый и последний наш блок обучения были одни из самых тяжёлых. По объёму информации, заданий и длительности занятий. Наши кураторы каждый раз пытались начать любую тему очень деликатно и осторожно. Всё очень тактично и грамотно. Профессионально и тонко. Но как ни крути, тема одна. И она очень эмоциональная. Я каждый раз была удивлена, на сколько она, тема смерти, многогранна.
Одна тематика переходит в другую, цепляя за собой, третью, четвертую и множество других аспектов.
В моменте я погружалась полностью в обучение на столько, что иногда кругом шла голова.
Помимо книг и того объёма информации который нам давали, моё обучение шло параллельно самостоятельно. Многие из нашей группы были мед. работниками из разных сфер, те знания которые были у них, отсутствовали у меня. А это говорило о том, что мне нужно было больше вникать и учиться.
Себя я оцениваю как общительного человека. Я всегда поддержу беседу и поделюсь своим мнением (спрашивали его у меня или нет, я поделюсь). Это лежит в моей натуре. Разговорчивость, коммуникация, обмен информации, всё это неотъемлемая часть моего я. Но признаюсь честно, при всей своей общительности я интроверт. Мне очень комфортно быть одной. Я всегда знаю чем себя занять, мне с собой не бывает скучно.
Работа в коллективе мне интересна, но она должна быть дозированной. Если же быть предельно откровенным, то работа с людьми меня не много обременяет. На расстоянии-без проблем, на прямую-сложно.
Хоть я и пошла в лёгкую на курс и окунулась с головой в обучение, но вопрос с окружающими меня людьми волновал и тревожил. Более того, все переживания связанные с профессией паллиативной медицины, именно физического контакта, не давал мне покоя. Смогу ли я побороть свои страхи? Расширить границы, преодолеть свои предубеждения и проработать конкретные моменты, с которыми я однозначно столкнусь?
Сейчас я понимаю, что смогу. В ходе процесса это понимание приходит интуитивно. Какие-то моменты пересматриваешь, над другими работаешь. А некоторые факты просто не имеют значения.
Обучение в какой-то момент стало для меня терапией. Возможностью не только обучиться новой профессии, но и взглянуть на себя со стороны. Увидеть все свои недостатки, поработать над ними, стать лучше.
После пол года обучение нам нужно было пройти 2 месяца стажировки. Мне выпал не самый лёгкий случай.
Многие свои поступки, действия или принятие решений в моменте, научили меня верить в себя, так как именно они показали что я гораздо: сильнее, умнее, изобретательней, внимательнее и находчивее, чем я о себе думала.
К слову, в каждом из учреждений в котором я проходила практику мне предлагали вакансию.
Работа с низкой самооценкой завершена на 5 с +
Профессия паллиативного работника научила меня слышать и слушать. Научила меня ждать, выстаивать паузы, переносить боль других людей, научила справляться не только с чужим горем, но и умение помочь в кризисной ситуации как другим так и себе, действовать, рационально принимать решения и быть опорой.
Ну а касательно предубеждений и контакта с людьми, будь то живыми или умершими, исчезли после практики в ритуальных услугах и крематории. На сколько это всё звучит пугающе и не обыденно, ровно на столько же это всё безумно интересно
После стажировки от хосписа, я сделала практику в доме престарелых. При этом заведении было несколько различных отделений.
Отделение для людей страдающие деменцией, отделение психиатрии. Отделение, где жили люди как с психологическими, так и с физическими отклонениями. Полностью лежачие люди или те кто понимал происходящее вокруг них, был в здравом уме, но в глубокой депрессии. У каждого из них, можно было увидеть разные эмоции в глазах. У кого то страх, у кого-то огорчение, кто-то был в забвении, а кто-то в полном принятии.
Мой огромный плюс состоит в том, что я редко показываю свои эмоций. Люди видят то-что должны видеть.
На моём лице всегда был штиль и спокойствие. Но когда видишь такое количество разных судеб, не возможно оставаться равнодушным. Внутри меня за один только день мог пройти ураган эмоций. Начиная от жалости, беспомощности, заканчивая благодарностью и чувством осознанности.
Для меня показалось логичным пойти в ритуальные услуги и завершить некую цепочку в этой сфере.
То, что это в первую очередь бизнес, было в принципе и так понятно. Но профессия требует однозначно внутреннего стержня. Что могу сказать?? Мне посчастливилось работать в отличной компании. Вся команда приняла очень позитивно. На все мои вопросы я получила ответы. Со мной делились не только знаниями, но и опытом.
Я каждый день и на день по 5 раз выходила из своей зоны комфорта. Мой мозг не успевал переваривать информацию и ситуации в которых я находилась. Но волнительно наверное первые дня 2-3. Потом всё становится рутиной. Чёрный юмор быть может и не уместен в такой сфере деятельности, но он помогает не сойти с ума.
При этом меня поразила тактичность персонала и их подход. Уважение, сдержанность и понимание происходящего это наверное 3 ключевых слова которые и создают фундамент в этой профессии. Крематорий был интересен в первую очередь системой устройства. Мне по этапно показали процесс, объяснили и вновь ответили на кучу моих вопросов. Из уведенного наверное больше всего произвело впечатление не сама концепция и налаженность системы, а количество ежедневных гробов.
Человек привыкает ко всему, то что ещё вчера пугало, больше не производит впечатления. То что заставляло плакать, воспринимается как обыденность. Вопрос лишь в том, что ко всему ли стоит привыкать?
Во всех учреждениях где мы соприкасаемся с людьми, нужно оставаться человеком. Нужно не забывать, что если для одного это работа и каждодневная рутина-для другого это беда.
Кто эти люди, которые выбирают себе столь неоднозначную профессию?
На мой взгляд, на моё субъективное мнение, в таких заведениях работают разные люди с разными убеждениями.
Мыслей по этому поводу много.
Кто-то идёт из-за синдрома спасателя. У кого-то интерес к неисследованному. Или за похвалой, признательностью или восхищением. Кто-то из-за детских травм попадает неосознанно в такую нишу. Кто-то из-за низкой самооценки, доказать другим, самоудостоверится. Кто-то искренне пытается если не спасти мир, то как, то посодействовать. Из чувства жалости или вины. У кого-то психологические отклонения и это их далеко не осознанный выбор. Тот кому больно идёт в хоспис за тем, что бы увидеть что существует боль ещё хуже. Кто-то из-за религии, из-за своей какой-то собственной философии или убеждений. Кто-то из-за власти. Кто-то ради того что бы помочь самому себе.
У каждого из тех кто выбирает то или иное направление, будь то хоспис, дома престарелых, психбольницы, ритуальные услуги, крематорий, медики, судмедэксперт или патологоанатом...итд. Каждый чем то руководствуется, осознанно или бессознательно. У каждого своя, маленькая история, длинною в жизнь.
По каким соображениям выбрала эту профессию я? Наверное всего по чуть-чуть из вышеперечисленного, просто в разном процентном эквиваленте.
Опыт в хосписе показал что страх перед смертью практически у всех. Как у верующих, так и у атеистов. Как умный испытывает тревогу от неизвестности, так и дурак.
Это лишь в учебниках, от отрицания – гнева – торга – депрессии – люди приходят к тотальному принятию.
В реальном мире всё немного иначе. Все эти стадии могут мешаться меж собой и от 5ти минутного принятия, человек вновь скатывается в торг.
В дополнении была тема ассестированого суицида. Нам посчастливилось побывать на одной из таких конференций. Кандидат наук объясняла на протяжении нескольких часов на сколько эта тема многогранна и почему до сих пор не было принято единогласного решения на законодательном уровне в его пользу. После 5 часов я была не в состоянии больше принимать какую либо информацию. То что было предоставлено в виде фактов и разных тем касательно ассистированного суицида, граничило с докладом по объёму информации с нобелевской премией.
После завершения обучения, уже будучи в статусе паллиативного работника я сопровождала женщину. В ходе сопровождения в том же заведении я познакомилась с мужчиной, который нуждался в помощи и которого негласно сопровождала параллельно. Что же я получила взамен?
Это как в высказывании: Стены вокзала и аэропорта видели больше искренних поцелуев чем загс. Так же и тут. Взамен я получала искренность в словах и благодарность в глазах, глубину которой попросту нельзя измерить.
Несмотря на всю загруженность, я очень хотела пройти дополнительное образование. В русском языке к сожалению нет перевода профессии. Это обучение, которое заключается в оказании помощи уже не посредственно тем, кто потерял близкого человека. Это можно соотнести к психологической реабилитации после смерти близкого. В этой модели рассматривается не только эмоциональная сторона переживания смерти. Траур влияет — на психику, на духовные аспекты, на сознание, когнитивные функции, на социальную сторону, поэтому мы рассматриваем человека в комплексе его проявлений. Чаще всего человек переживает горе самостоятельно. Но иногда он остается на какой-либо из стадий и к примеру, на этапе депрессии человек не может преодолеть потерю самостоятельно, то тогда ему требуется помощь специалиста.
На втором году, я пошла повышать квалификацию, не подозревая что именно этот курс меня сломает.
Наверное очень самонадеянно было с моей стороны думать, что плюс-минус, тематика шагает параллельно с паллиативной медициной и особо нового я там ничего не узнаю.
В подарок к знаниям я получила опыт.. Как может срабатывать психосоматика в моменте.
Если паллиативная медицина это в первую очередь помощь человеку /людям которые непосредственно находятся на грани смерти, то это направление курса было направленно на индивидуальную помощь после утраты близких.
Психология человека удивительная штука. Как только я столкнулась с личной, неразрешённой историей в ходе обучения, меня накрыло. Бессознательная часть нашего я, это самая загадочная часть нашего разума.
Эта часть мозга умело хранит: чувства, мысли, побуждения, желания и воспоминания, которые скрыты от сознания, вытеснены из него. Поэтому бессознательное, в основном и состоит из негативных, неприятных и неприемлемых компонентов. Тем самым так непредсказуемо срабатывая на физическом уровне.
Этот курс попросту перемолол и выплюнул меня. Никого из нас не допустят к людям, если мы сами не разобрались в своих травмах и боли. Мы те кто оказываем помощь и должны уметь разграничивать свои и чужие истории.
То, дополнительное обучение, дало мне ясно понять, что на тот момент я была не готова.
2 года хосписа. Теории и практики. Опыт и разные истории. Множество людей и тонна пережитых эмоций. Переосмысление своей жизни. Восприятия своего бытия итд. В этом можно просто закапаться и утонуть. Конца и края в этом не найти. Даже если посвятить всю свою жизнь, этого будет не достаточно.
Самое смешное во всей этой истории то, что после всего увиденного и услышанного, мне искренне захотелось жить. Без лишних слов, наверное это самый главный вывод.
Все эти годы я была пропитана болью. Хоспис дал возможность окунуться в эту боль с головой. Прожить все чувства и глубину каждой эмоции. Узнать себя немного ближе. Из прагматичного, это однозначно составить все нужные контракты, оформить доверенности, документы, так сказать подготовить и облегчить себе и другим жизнь.
Ну а в целом это опыт которого у меня не отнять. Пусть он (опыт) служит хоть и мнимым, но всё же фундаментом.
Он пригодится, если не напрямую, то косвенно обязательно когда-нибудь.
Ну а мои поиски правды, что же в большей степени присутствует в нас, теория бытия и духовный мир или всё же пространство и время в философском материализме, не увенчались успехом.
Мой вывод: одно не исключает другого. По этому я вновь остаюсь на той пограничной линии с которой начинала. Между черным и белым, я посередине.. Среди 50 оттенков серого.